05 February 2022

57 –я модель Кадиллак

 

 

57 –я модель Кадиллак

 

М. Хаккы ЙАЗЫДЖЫ

Перевод: Е.Прищепы

 

 

Свое имя Кадиллак получил от успешного предпринимателя, основавшего город Детройт. 57-я модель Кадиллак была выпущена в 1957 году, и явилась воплощением мечты и предметом вожделения каждого тогдашнего американца. Именно эта модель с передней  частью, напоминающей закругленные усы г-на Дугласа Фаирбанкса и впечатляющим своей необычностью овальным лобовым стеклом. Этот автомобиль явился символом  времен, когда рок-н-ролл был на вершине популярности, и в кинотеатрах показывали фильмы, в которых фастфуды посещались исключительно на автомобилях.

Кадиллак появился в Турции, ожидающей превращения в «Маленькую Америку» раньше Кока-Колы и Макдональдсов.

Демократическая партия Турции, провозгласив девиз «создать миллионеров в каждом квартале», созвала всех миллионеров на национальный совет. Они пришли к власти с лозунгом, соответствующим духу 46-го года «Хватит, теперь право голоса принадлежит народу». 

В Турции первым владельцем Кадиллака 57-й модели стал состоятельный гражданин, Депутат, построивший свой капитал на фермерском деле. В числе других он был приглашен принять участие в заседаниях национального совета, который, благодаря одному из экспортеров, узнал о размере его доходов. На собрания депутат фермер приезжал на автомобиле Кадиллак. Он важно восседал на заднем сиденье, а за рулем автомобиля красовался солидного вида пожилой водитель, одетый  в темно-синий костюм. После окончания собрания национального совета господин Депутат садился в Кадиллак, и автомобиль с хозяином начинали свое движение. Сначала через центральную станцию на площадь «Тандоган», оттуда в местность «Бешевлер», затем в квартал «Эмек» и в городок «Израильские дома». Все, кто встречал их на своем пути, приходили в несказанное изумление, и в знак уважения уступали дорогу. Сидя на заднем сидении автомобиля, Господин Депутат с гордостью наблюдал за происходящим, получая сказочное наслаждение. 

Но сказке этой вскоре пришел конец.  Кадиллак эмигрировал из Америки в эту непонятную страну, где людям была нужна не демократия, а шикарная жизнь, как и во всех западных странах.   

Во время переворота 27 мая, Депутат был схвачен в курятнике, в котором он прятался от солдат. Счастливая жизнь Кадиллака закончилась, когда господина Депутата вместо национального совета отвезли в Стамбульский суд, и осудив направили в городскую Тюрьму г.Кайсери. Жизнь господина Депутата, его супруги и детей была полностью разрушена, автомобиль же остался без заботы и внимания, заброшенным и забытым.          

Господин Депутат после освобождения из тюрьмы, почему-то посчитал, что это автомобиль принес ему неудачу и явился причиной всех его бед, продал свой Кадиллак богатому бизнесмену по имени Осман бей, который занимался предпринимательской деятельностью в городе Стамбуле. Господин Осман в те времена занимался импортом товаров, а также ставшими модными промышленными инвестициями. Благодаря своим связям он каким-то образом имел доступ и к государственным деньгам. Он был одним из немногих инвесторов в промышленном секторе. Кадиллак воспрял духом. У него появился очередной богатый владелец, он теперь жил в хорошем доме. Его владелец оказался весьма корыстным и предприимчивым человеком. В это время стало модным посещать  кинотеатры, и он сдал автомобиль в аренду режиссеру, который снимал фильмы, в которых дочери богатых родителей выходили замуж за бедных, но молодых и красивых водителей. Режиссер параллельно и сам снимался в кино, играя вместе с такими выдающимися актерами, как Бельгин Дорук, Тюркан Шорай и Мухтерем Нур. Он был богат и  знаменит, и просто млел от удовольствия, когда, проезжая мимо кинотеатров, устроенных на открытом воздухе, его водитель сигналил знакомым.          

К сожалению, в этом мире всему хорошему приходит конец. Автомобили имеют свойство стареть и терять свою ценность. Бухгалтеры, вечно подсчитывая амортизационные расходы, подводят итоги, насколько упала стоимость того или иного автомобиля. К тому же появились и новые модели. Но Кадиллак не очень переживал по этому поводу, так как популярные в те времена американские машины были вне конкуренции по сравнению с  маленькими европейскими автомобилями, которые по габаритам и по качеству отделки во многом им уступали. Бедные европейские производители еще не владели должным уровнем технологий и знаний, чтобы конкурировать с американскими.        

Через некоторое время автомобиль начал догадываться, что владелец недоволен его высоким аппетитом. Большой расход дорогого топлива Кадиллаком послужил причиной того, что господин Осман приобрел себе европейский автомобиль Мерседес, выставив Кадиллак на продажу в галерею. Здесь его вскоре и приобрел уроженец района Эренкой  по имени Серхат, который работал водителем на маршрутке по направлению Бостанджы – Таксим. Серхат до тех пор, пока не вышел на пенсию, занимался извозом. На своем микроавтобусе Форд он развозил школьников по школам, персонал  на работу днем, а ночью - пьяных граждан по домам. Путь их обычно пролегал по шумному проспекту Багдат, а также в другие места через мост Богазичи, обладающий самым красивым видом на природу во всем мире, из района Бостанджы в район Таксим, а также из района Таксим в район Бостанджы. Серхат, для большей вместительности выдвинул свое водительское сиденье вперед, а за своей спиной установил еще одно пассажирское место. Чтобы уменьшить расходы, бензиновый двигатель был заменен на более дешевое газовое оборудование. Он «украсил» Кадиллак кучей разных аксессуаров и абсолютно изменил внешний вид. От прежнего автомобиля пятидесятых годов не осталось и следа. Серхат очень любил свой Кадиллак, считал его единственным источником дохода, но машина не отвечала ему взаимностью. Еще больше Кадиллак обозлился на хозяина после того, как его сменили на микроавтобус после запрета муниципальных органов на использование автомобилей американского производства.          

В результате автомобиль оказался на автомобильной свалке. Долгие годы провел он здесь под дождем и снегом. Кузов начал гнить. Никто не приближался к нему. С ним дружили только мальчишки из бедных семей. Он для них был единственной игрушкой, так как родители не могли позволить себе купить своим детям игрушечные машины с дистанционным управлением. Забравшись на водительское сиденье, они воображали быструю езду, мечтая в будущем стать водителями. Кадиллаку нравилось доставлять мальчикам удовольствие. За это время он стал очень старым. Бабушка хозяина свалки пережила двух падишахов и семь президентов, а он пережил  переворот 27 мая, еще 2 переворота и один постмодерн переворот во второй своей родине, жалкой пародии на Америку. Несмотря на свои мытарства, автомобиль очень сильно полюбил местных жителей и разделял их печали и радости.        

В тот момент, когда автомобиль уже смирился со своей участью, он привлек внимание автомобильного мастера Реджепа, который восстанавливал старые автомобили и выставлял их на продажу в галерее старинных изделий Долапдере. Сначала Реджеп передал Кадиллак мастерам по кузовному цеху и малярам. Наконец, через месяц их усилий, Кадиллак приобрел хотя и не роскошный, но весьма достойный вид. В галерее он был выставлен на самое видное место, и стоящий рядом автомобиль Шевроле 56 изнемогал от ревности. Многие посетители останавливались завороженно перед обновленным Кадиллаком, но цена была слишком высока, и никто не решался приобрести его за указанную сумму.           

В один осенний солнечный день, стремительно летевший со стороны проспекта Касымпаша Бахрие автомобиль Альфа-Ромео, резко затормозил напротив галереи. Не сработай система АБС, аварии было бы не избежать. Водитель выскочил из автомобиля и обратился к женщине, сидевшей на переднем сидении:

- «Мама смотри, это же 57-я модель Кадиллак.»

Мать кивнула, подтверждая его слова.

- «Да, очень похож на автомобиль твоего покойного отца».

- «Хорош, правда?»

Автомобиль сразу узнал этого молодого человека. Вот это судьба. Это же Орхан, младший сын депутата. Спустя годы он сильно возмужал. Кадиллак вспомнил, как однажды, будучи совсем  ребенком, когда водитель на минуту оставил машину, он быстро сел за руль, и, переключив на нейтральную передачу, включил замок зажигания. Повезло, что он был настолько маленьким, что не доставал ногой до педали газа, иначе катастрофы было бы не миновать. Они въехали в дерево, отделавшись царапинами на кузове.

«Бедный папа», - Орхан тяжело вздохнул.

Он еще некоторое время внимательно изучал автомобиль, пытаясь найти следы тех самых царапин. Он понял, как соскучился по этому автомобилю. Автомобиль всколыхнул в нем детские воспоминания. Во время путешествий он любил лежать на заднем сидении. С возрастом люди становятся ниже. Но Кадиллак наоборот, вытянулся, так как водитель Серхат удлинил его переднюю часть, а в багажной части установил газовое оборудование.

Сотрудник галереи Реджеп быстро сообразил, что перед ним потенциальные покупатели  и подошел к Орхану и его матери, которая к этому времени вышла из автомобиля Альфа-Ромео.

- «Мама, может купим?»

- «Сынок, тебе виднее».

Но Орхан уже принял решение, достал из кармана чековую книжку, указав в ней требуемую сумму, сказал:  

- «Я отправлю своих представителей, чтобы оформить сделку».           

Так, после долгого жизненного пути, автомобиль снова стал жить со своими прежними владельцами. Господин Депутат скончался, супруга его постарела. Орхан вырос, стал академиком и профессором. Работал в университете, женился, и у него родилась дочь. Кадиллак же постарел, но дожил до третьего поколения в семье. Судьба автомобиля была похожа на судьбу всей страны, которая то поднималась на вершину, то падала в бездну. Несмотря ни на что, он был ею доволен. Дойдя до свалки, он выбрался оттуда обновленным и вновь вернул свою репутацию, возвратившись к своим первым хозяевам.

 

Рассказ был опубликован:

Литературный Журнал «Нотос», вып.25, декабрь-январь 2011 г.,

Сборник рассказов «Магазин потерянного времени» январь 2015г.

No comments: