05 February 2022

Лавка потерянного времени

 

Лавка потерянного времени

 

Некоторые люди, увидев где-нибудь длинную очередь, обязательно спросят, за чем это. Вот и я из таких. Шел по тихой, безлюдной улочке, и вдруг вижу: очередь. Я остановился. Чем торгуют, непонятно: в витрине старой лавчонки, за давно не мытыми стеклами, ничего не выставлено, никаких поясняющих надписей нет, даже вывески. Внутрь пускают по одному.  

Последней стояла девушка с книгами под мышкой: видать, студентка. Я подошел к ней и поинтересовался, что это за заведение такое, а она отвечает:

- Лавка потерянного времени.

Я, конечно, ничего не понял.   

- Здесь можно выкупить время, которое, как вам кажется, вы потеряли или впустую потратили. Мне подруги рассказали, вот я и пришла.  

Я, кажется, стал понимать, о чем она. В этой лавке по разумной цене можно было приобрести то время, что по легкомыслию вашему или лени прошло зря: добавить его снова к вашей жизни, чтобы теперь распорядиться им получше.

Звучало это все не очень убедительно, но занятно. А у меня как раз никаких срочных дел не было; я уезжал в командировку, проверять, как идут дела в представительствах нашей компании, объехал их все раньше, чем планировалось, и вернулся в Стамбул накануне вечером. На работе думали, что я еще в пути, так что можно было устроить себе выходной.

Я встал в очередь. Продвигалась она еле-еле, ну и ладно, я мог подождать. За мной становились другие люди. 

Стоящие в очереди переговаривались между собой. У каждого была своя история.

Большинство мужчин хотели вернуть время армейской службы.

Бывший левак, чья юность пришлась на конец 60-х, рассказывал о том, какое разочарование постигло его после распада Советского Союза; он собирался выкупить годы молодости, потраченные на борьбу за социализм. С ним отчаянно спорил мужчина, стоявший на два человека впереди: утверждал, что падение СССР вовсе не означало крах социалистических идей. (Сам он жаловался на то, что потерял много времени, сидя в тюрьме по политическому делу после военного переворота; в конце концов суд его оправдал).

Немолодой уже человек говорил, что влюбился в девушку двадцати пяти лет – так сильно, что и представить себе не мог, что бывает такая любовь – и теперь сожалеет о тридцати годах супружеской жизни: «Хочу получить назад время, проведенное с женой!» При нем был портфель, набитый деньгами: за тридцать лет придется выложить немалую сумму.  

А вот одна женщина пришла, чтобы купить время для своего нежно любимого мужа, который был неизлечимо болен – жить ему оставалось всего несколько месяцев. Она говорила, что денег у нее немного, но все, что смогла собрать, она принесла сюда.  

Одним из самых удрученных в очереди выглядел человек, который когда-то без особой охоты выучился на инженера-металлурга, но не смог устроиться по специальности и пошел работать в банк, а теперь потерял работу из-за экономического кризиса.

Ирфан-бей, судья в отставке, твердил, что бездельник, попусту убивающий время – настоящий преступник, однако сам нарушал свои принципы: несмотря на то, что у него была банковская карточка, пенсию свою всегда получал не в банкомате, а в кассе, отстояв немалую очередь. По правде говоря, ему просто нечем больше было заняться.  

Я начал размышлять о том, чего я сам попрошу, когда придет моя очередь зайти в лавку. Надо было определиться заранее. Так какое же время я потратил впустую?

Я не смог поступить в университет сразу после школы и целый год бездельничал, шатался по улицам. Ходил и ходил по Стамбулу – огромному, бесконечному, и влюбился в этот город. Разве можно об этом сожалеть?

В университете я полюбил девушку по имени Седеф. Целый год добивался ее благосклонности, совсем потерял голову, забывал есть и пить. В конце концов она ответила мне взаимностью, и мы провели вместе немало счастливых лет, но потом поняли, что не сходимся характерами, и расстались друзьями. Собственно, и любовь к тому времени уже прошла. Может быть, попросить вернуть мне эти годы? Нет-нет, и про них я не мог сказать, что они прошли впустую: наши чувства были прекрасны, путь всё и закончилось расставанием.

Тогда, наверное, стоит выкупить ленивые часы, проведенные в кафе за нардами и карточными играми?

Никак я не мог решить, что мне делать. Какую часть жизни можно начисто стереть, чтобы ее вовсе не было?

Если бы толстый человек в очках, сидевший за деревянным столом, не обратился ко мне: «Слушаю вас, бей-эфенди!» – я и не сообразил бы, что уже подошла моя очередь. Я долго в нерешительности смотрел на толстяка. Наконец тот сердито проворчал:

- Будьте добры, поскорее. Вы крадете время у тех, кто стоит за вами.  

Я признался, что не знаю, на что решиться. Похоже, не было в моей жизни времени, которое я хотел бы из нее вычеркнуть и прожить иначе. Ни от чего я не мог отказаться, каждая минута вдруг стала мне дорога.

- Вы уверены? – спросил толстяк за столом. – Подумайте еще немного.

- Нет, я думал уже достаточно.

- Ну, тогда, по крайней мере, купите то время, которое напрасно провели в этой очереди.

- Хорошая мысль! Вот это можно сделать. 

И я по сходной цене выкупил время, что провел, с самого утра стоя в очереди, а потом, вполне довольный, вышел из лавки.


No comments: